Модильяни


Модильяни
, Амедео (Modigliani, Amedeo) 1884, Ливорно — 1920, Париж. Французский художник итальянского происхождения. Учился в художественной школе Ливорно у Г. Микели (1899—1901), затем в Школах изящных искусств Флоренции (1902) и Венеции (1903). В нач. 1906 прибыл в Париж и обосновался на Монмартре. В портретах 1907—1909 проявилось увлечение молодого художника живописью Сезанна, Тулуз-Лотрека, фовистов (Еврейка, 1908; Виолончелист, 1909, оба — Париж, частные собрания). Переселившись в 1909 в Ситэ Фальгьер (Монпарнас), сблизился с К. Брынкуши и занялся скульптурой. Работая, как и Брынкуши, в камне методом прямой рубки, он вдохновлялся обобщенными формами древнеегипетской и африканской пластики. Модильяни вынашивал грандиозный замысел "Храма красоты" с многочисленными стоящими и сидящими кариатидами. Большая часть этих статуй была уничтожена им самим или утеряна, но сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о несомненной одаренности ваятеля (две Женские головы, 1911—1912; Лондон, галерея Тейт; Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Кариатида, 1913—1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ок. 1914 оставил пластику, отчасти из-за невозможности обеспечить себя материалом. Портреты 1914—1916, написанные в экспрессивной темпераментной манере, ярко характеризуют индивидуальность модели (Диего Ривера, 1914, Сан-Паулу, Художественный музей; Пабло Пикассо, 1915, Женева, частное собрание; Фрэнк Бюрти Хэвилэнд, Милан, собрание Дж. Маттиоли). Модильяни писал людей из артистической среды и богемы, колоритные фигуры жителей Монмартра и Монпарнасса. В некоторых работах острота социальной характеристики приближается к гротеску (Госпожа Помпадур, 1915, Чикаго, Институт искусств; Супружеская пара, 1915—1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Ок. 1917 свободная живописность сменяется линейной стилизацией, складывается характерный тип "модильяниевского" портрета: полуфигура вытянутых пропорций охватывается плавно изогнутым контуром, сдержанная цветовая гамма строится на сочетании охристых, серых, черных тонов с добавлением голубого и зеленого (Жак Липшиц и его жена, 1916—1917, Чикаго, Институт искусств; Жан Кокто, 1917, частное собрание; Хайм Сутин, 1917, Вашингтон, Нац. галерея искусства). Характерная особенность модильяниевских портретов — изображение глаз в форме миндалин, залитых голубым или черным цветом, что создает впечатление неуловимого взгляда, особой глубины и потаенности внутренней жизни модели (Дама с черным галстуком, 1917, Париж, частное собрание; Женский портрет, ок. 1918, Париж, Гор. музей современного искусства; Молодая служанка, ок. 1919, Буффало, художественная галерея Олбрайт-Нокс). Лирическая интонация доминирует в детских портретах, преисполненных грусти и нежности (Маленький крестьянин, 1918, Лондон, галерея Тейт; Девочка в голубом, 1918, Париж, частное собрание). В 1917 Модильяни познакомился с юной Жанной Эбютерн, сыгравшей важную роль в его личной и творческой биографии. В портретах Жанны принцип линейной стилизации обретает законченность и четкость лаконичной формулы. Удлиненный корпус в спиралевидном развороте очерчивается пересекающимися параболами и завершается наклонным овалом лица (Желтый свитер, ок. 1919, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Жанна Эбютерн в шляпке, 1917—1918, Париж, частное собрание). Значительное место в творчестве Модильяни занимают фигуры обнаженных. Картины, изображающие белокурых девушек со спущенной рубашкой, отличаются волнующей интимностью, тонкой передачей дыхания плоти, ее трепетных соприкосновений с воздухом (Стоящая обнаженная, 1917, частное собрание). В серии распростертых обнаженных тугие формы бронзовых тел описываются ритмичными поворотами чеканной линии (Лежащая обнаженная, 1917, Штутгарт, Гос. художественная галерея; Большая обнаженная, ок. 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1918—1919 Модильяни побывал в Ницце и Кане. Природа и люди южной Франции пробудили в нем воспоминания о живописи Сезанна. Тяжелые последствия перенесенных в детстве заболеваний, отягощенные нищетой и богемным образом жизни, обрекли художника на раннюю смерть. Узнав о кончине мужа, на следующий день покончила с собой и Ж. Эбютерн.
Лит.: Виленкин В. Я. Амедео Модильяни. М., 1989; Диль Г. Модильяни. М., 1995; Roy C. Amedeo Modigliani. Geneve, 1958; Modigliani J. Modigliani sans legende. Paris, 1961; Sichel P. Modigliani. A biography. New York, 1967.
В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Модильяни" в других словарях:

  • Модильяни — (итал. Modigliani)  еврейская фамилия, образованная от названия итальянского города Модильяна (в провинции Форли Чезена). Среди известных носителей фамилии: Модильяни, Амедео (1884 1920)  итальянский художник Модильяни,… …   Википедия

  • Модильяни — (Modigliani) Амедео (1884 1920) Итальянский художник, с 1906 г. живший в Париже. Работал как живописец, скульптор, график. На его творчество определенное влияние оказали искусство итальянского Ренессанса, которое он энергично штудировал до… …   Энциклопедия культурологии

  • МОДИЛЬЯНИ — Франко (родился в 1918), американский экономист. Исследования в области эконометрии; разработал основы теории сбережений. Нобелевская премия (1985) …   Современная энциклопедия

  • Модильяни А. — Амедео Модильяни Дата рождения: 12 июля 1884 Место рождения: Ливорно, Италия Дата смерти …   Википедия

  • Модильяни — (modigliani) Амедео (1884, Ливорно – 1920, Париж), итальянский живописец и скульптор. Родился в еврейской семье. Начал учиться живописи в возрасте 14 лет в мастерской скульптора Г. Микели в Ливорно. Занимался в «Свободной школе рисования с… …   Художественная энциклопедия

  • Модильяни — (Modigliani)         Амедео (12.7.1884, Ливорно, 25.1.1920, Париж), итальянский живописец и скульптор, представитель парижской школы (См. Парижская школа). Учился в АХ во Флоренции. С 1906 жил в Париже. Испытал влияние творчества А. де Тулуз… …   Большая советская энциклопедия

  • Модильяни Ф. — Франко Модильяни Дата рождения: 18 июня 1918(19180618) Место рождения: Рим Дата смерти: 25 сентября 2003 Место смерти: Кембридж …   Википедия

  • МОДИЛЬЯНИ — Франко (1918–2003) – американский экономист итальянского происхождения. Родился в Риме. Окончил факультет права Римского университета (1939). Докторскую диссертацию по экономике «Предпочтение ликвидности и теория процента и денег» защищал в Нью… …   Экономика от А до Я: Тематический справочник

  • МОДИЛЬЯНИ — (Modigliani), Джузеппе Эмануэле (22.X.1872 5.X.1947) деятель итал. социалистич. движения. Публицист. С 1908 чл. руководства Итал. социалистич. партии (ИСП). В 1913 26 депутат парламента. В ИСП примыкал к реформистскому течению, ратуя за всеобщее… …   Советская историческая энциклопедия

  • Модильяни А. — МОДИЛЬЯ́НИ (Modigliani) Амедео (1884–1920), итал. живописец, скульптор. С 1906 работал в Париже. Декор. плоскостность, лаконичность композиции, музыкальность изысканного силуэта и цвета создают в его живописи особый мир интимных хрупких… …   Биографический словарь

Книги

  • Модильяни. Мировое искусство в лицах (DVDpc), . Амедео Модильяни (1884-1920) - выдающийся итальянский живописец-портретист, график и скульптор, принадлежавший к "Парижской школе" . Один из самых известных художников начала XX века.… Подробнее  Купить за 484 руб
  • Модильяни, В. Виленкин. О "жизни короткой, но полной", одного из интереснейших художников начала XX века, чье искусство вот уже пятьдесят лет вызывает интерес во всем мире, рассказывает эта книга. Творческая… Подробнее  Купить за 480 руб
  • Модильяни, В. Виленкин. О "жизни короткой, но полной", одного из интереснейших художников начала XX века, чье искусство вот уже пятьдесят лет вызывает интерес во всем мире, рассказывает эта книга. Творческая… Подробнее  Купить за 330 руб
Другие книги по запросу «Модильяни» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.